Что такое Вивека
विवेक
Почтенный рши Джайгищавья прямым восприятием (самьяма гнянам) накопленных самскар узрел свои прошлые жизни за десять кальп и обрёл Различающее Знание (Вивека Гнянам)1. После этого великого событья почтенный Аватья приняв человечье обличье, появился перед ним и спросил:
«Своим чистым умом, осветив все десять кальп ты выяснил, что боль (духкха) пронизывает как ады (нараки) и существование животных, так миры людей и даже миры дэвов. В каких из них чего было больше счастья или боли?»
Почтенный рши Джайгищавья сказал почтенному Аватьи:
«Узрев свои жизни за десять кальп, я обнаружил, что также как через нараки, и существования животных, также и через миры людей и даже через миры дэвов ничего кроме боли не проходит. Поэтому чтобы я не переживал в этих мирах, я считаю это в основе своей есмь только духкха (боль и страдание).
Почтенный Аватья сказал:
«О ты, проживший так долго, овладевший природой самсары, что скажешь о непревосходимом счастье Сантоши (Всеприятия в безжеланности чего-либо, Йога сутры II:42) 2 – её ты тоже отвергаешь как духкха (боль и страдания)».
Почтенный Джайгищавья сказал:
«Счастье Сантоши только в сравнении с чувственными наслаждениями непревосходимо. Для Вивекина3 в сравнении с ананта-анандой Кайвальи, это тоже просто одна из разновидностей духкха (боли и страданий).
Ведь чистота ума – это не более чем одно из качеств гун. Любое умонаполнение (пратьяя или читта вр.тти) является одной из трёх гун и отвергается мною как то, что должно быть прекращено (вирама пратьяя или читта вр.тти ниродха».
1. Вивека гнянам – Различение между Пракрити и Пурушей, Понимание собственно-сокровенного отличия от всего воспринимаемого, в т.ч. от тела и ума. Понимание того, что если воспринимаю что-либо не важно снаружи с помощью органов чувств, или внутри какие-либо мыли, идеи и переживанья – значит этим не являюсь!
2 सन्तोषादनुत्तमसुखलाभः॥४२॥
Santoṣādanuttamasukhalābhaḥ||42||
Всеприятием /в безжеланности/ непревосходимое счастье обретается
3 Вивекин – обладающий Вивека гнянам